небольшая такая нафа по имени Оля (nafnafa) wrote,
небольшая такая нафа по имени Оля
nafnafa

Иван Грозный убивает своего сына

Хотела проверить одну байку, связанную с этой картиной. Оказалась правдой.
Дальше несколько интересных фактов:


1. Настоящее название: "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" (1883—1885).

2. Образ Грозного и царевича Ивана — плод творческой фантазии художника. Иван Грозный не убивал своего сына. Во всяком случае, не так, как на картине, царевич был отравлен.

3. Картина шла очень тяжело.
Как вспоминал Репин: «Писал — залпами, мучался, переживал, вновь и вновь исправлял уже написанное, упрятывал с болезненным разочарованием в своих силах, вновь извлекал и вновь шел в атаку. Мне минутами становилось страшно. Я отворачивался от этой картины, прятал её. На моих друзей она производила то же впечатление. Но что-то гнало меня к этой картине, и я опять работал над ней … Сколько горя я пережил с нею. И какие силы легли там.»
Дочь Ильи Ефимовича "маленькая Вера делала гимнастику на трапеции. Внезапно у нее закружилась голова, и она упала. Разбила нос в кровь. Переполох! Мать бежит с водой, полотенцем. А отец умоляет подождать. Он смотрит, смотрит на струящуюся из носа кровь и запоминает цвет, направление струек. Он забыл, что это его дочь, что ей больно и надо скорее унять кровь. Художник главенствует над всеми чувствами, а художник увидел в натуре то, что создает сейчас на полотне – струящуюся кровь". (Пророкова С.А.) [вот эта байка - что Репин рисовал настоящую кровь с натуры].


4. Все позировавшие для картины (6 человек) умерли вскоре после написания картины. Более того, все люди, портреты которых Репин писал параллельно с "Иваном Грозным" так же умерли в тот же год. [вот это мне кажется притянутым за уши красивым совпадением].
5. Как только (февраль 1885 года) картину выставили на Тринадцатой передвижной выставке, она сразу же приковала к себе общественное внимание в смысле своего якобы антимонархического, антигосударственного звучания. У здания выставки дежурили конные жандармы.  Вокруг работы велись ожесточенные споры. Прогрессивная молодежь и интеллигенция бурно восторгалась, а реакционно-настроенные петербуржцы неистово возмущались — как можно показывать цареубийство?! Наконец посмотреть на «Ивана Грозного...» прибыл самолично обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода Константин Петрович Победоносцев: «Стали присылать мне с разных сторон письма, с указанием на то, что на передвижной выставке выставлена картина, оскорбляющая у многих правительственное чувство: Иван Грозный с убитым сыном. Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения...»
В результате по рекомендации Победоносцева картина 1 апреля 1885 года Александром III была запрещена к показу, тем самым став первой картиной, подвергшейся цензуре в Российской Империи, а П. М. Третьякову, купившему картину, предписывалось «не допускать для выставок и вообще не дозволять распространения её в публике какими-либо другими способами».

Репин - автопортрет


6. 16 января 1913 года картина пострадала от трёх ударов ножом, которые нанёс двадцатидевятилетний иконописец, старообрядец, сын крупного мебельного фабриканта Абрам Балашов, после чего лица изображённых художнику пришлось воссоздавать фактически заново. Хранитель Третьяковской галереи Е. М. Хруслов, узнав о порче картины, бросился под поезд.
Покушение на картину получило широкий резонанс в прессе. В зале Политехнического музея был устроен диспут на тему отношения простого народа к изображению царских особ. На нем присутствовал Репин, которого неожиданно обвинили в непонимании сложившейся в России ситуации и даже намеренном провоцировании зрителей на агрессию. Живописец был страшно раздосадован и сбит с толку. Он покинул Москву и решил больше никогда не приезжать в этот город.
За 20 лет, которые прошли с момента ее написания, у Ильи Ефимовича изменился художественный почерк. И он переписал испорченный фрагмент в несусветных лиловых тонах. Создавалось ощущение, что царь убил сына с большого перепоя.
Грабарь, сам будучи прекрасным художником и замечательным реставратором, после отбытия мэтра на к родным пенатам, смыл «новодел» и вместе Дмитрием Богословским вернул картине первоначальный облик.


Tags: это интересно
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments